Университет школе

Университет школе

четверг, 29 августа 2013 г.

Учебник нового поколения по информатике для средних общеобразовательных учреждений

Проблеме учебника нового поколения, как главному источнику учебной информации и средству ее хранения [1], посвящены исследования А.И. Архиповой, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Г.Г. Граник, Ю.И. Дика, И.К. Журавлева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.Ф. Талызиной, В.С. Цетлин, Л.С. Хижняковой и др. Целью настоящей статьи является разработка модели учебника нового поколения по информатике (на примере темы "Язык программирования Паскаль").
Под учебником нового поколения будем понимать учебную книгу, отличающуюся системным подходом к использованию современных методологических, теоретико-педагогических и научно-методических оснований при конструировании содержания учебного материала и методической концепции [2].
Среди многих проблем, связанных с проектированием и созданием учебников нового поколения, выделим проблему выбора формы представления и компоновки учебной информации, которая, отражая внешнюю оболочку учебника, призвана способствовать наиболее полной реализации учебных, развивающих и воспитательных образовательных функций.

Анализ зарубежного опыта создания и использования учебников по информатике [3], а также апробация пробного макета учебника в СШ № 23 г. Гродно и школе точных наук (секция «Информатика») УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» позволили нам сформулировать целесообразные рекомендации для проектирования учебника нового поколения. Среди них выделим:
-        размещение информации в двумерной эргономичной диосцене – колонковой полосе, где каждая полоса (назовем их: информационная и методическая) несет свою собственную смысловую нагрузку;
-        сочетание элементов текста с графическими объектами (рисунками, значками и др.);
-        использование сквозных обозначений в виде значков для выделения учебных элементов (вопросы для закрепления изученного материала; творческая работа; практическая работа с готовым материалом на магнитном носителе; самостоятельная работа за компьютером и др.);
-        вкрапление в учебник исторических фактов, занимательного материала для развития познавательного интереса обучаемых;
-        сопровождение изложения материала заданиями для развития логического мышления и интеллектуальных способностей учащихся;
-        изложение материала в форме ведения диалога с обучаемым;
-        включение ссылок на электронные файлы из созданного к учебнику электронного приложения.
Мы полагаем, что важным назначением учебника нового поколения по информатике является формирование у учащихся заинтересованности в учении, а также прочной мотивационной основы учения. Для этого в учебнике должна быть реализована концепция опережающего изучения материала учебной темы, что способствует реализации дифференцированного подхода на основе индивидуальных возможностей учащихся и их уровня начальной компьютерной подготовки.
Ярко выраженная межпредметность школьного курса информатики требует использования знаний из других учебных предметов, ссылка на которые должна найти место в методической части колонкового текста.
Мировоззренческий аспект обучения реализуется в размещении в этой же полосе информационного материала о применении осваиваемых знаний, умений и навыков в той или иной сфере человеческой деятельности, биографических фактов, сведений из истории развития вычислительной техники и программного обеспечения, ссылок на литературные источники и др.
Таким образом, учебник нового поколения по информатике представляет собой интеграцию учебной информации, новых информационных и компьютерных технологий и дидактических инноваций. Отличительной особенностью проектируемого учебника становится его многофункциональность, так как он интегрирует функции собственно учебника, справочника, сборника задач, пособия по компьютерным технологиям, методического пособия [4].

Литература
1. Пичкуренко, Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.А. Пичкуренко. – Краснодар, 2006. – 20 с.
2. Учебник истории «нового поколения» [Электронный ресурс] / Интернет-школа, 2001-2009 ТЕЛЕШКОЛА. – Режим доступа: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=528980. – Дата доступа: 24.09.2009.
3. Informatische Grundbildung. Band 3. Herausgeber Dr. Lutz Engelmann. – 2006. – DUDEN PAETEC GmbH, Berlin. – 167 S.
4. Архипова, А. Технологический учебник. Новая концепция для решения старой проблемы [Электронный ресурс] / «Учительская газета»; электронная версия 1995-2009. Веб-редактор Константин Сорокин. – Режим доступа: http://www.ug.ru/?action=topic&toid=4256&i_id=51. – Дата доступа: 24.09.2009.